В теплое время года в разы увеличивается количество велосипедистов. Велосипед – это тоже транспорт, к управлению им применяются основные правила дорожного движения. Безопасность на велосипеде важна как и для самого велосипедиста так и для других участников движения. Если езда по велодорожкам регулируется указателями на самой дорожке, то по трассе водитель велосипеда должен неукоснительно подчиняться ПДД. Чтобы не произошла внештатная ситуация, велотранспорт и сам велосипедист должны быть экипированы соответствующим образом.
Безопасность на велосипеде: экипировка и техническое состояние
Самое главное правило для водителя – эксплуатировать только исправный велосипед. Для этого перед каждым выездом следует проверить транспорт. Также во время следования контролировать состояние средств безопасности.
В любое время суток должны быть в рабочем состоянии световые приборы. То есть у велосипеда имеются светоотражатель и фонарь (белая фара) спереди, красный либо оранжевый светоотражатель сзади и по бокам. Перед выездом необходимо провести ревизию технического состояния транспорта.
Удостовериться в:
- исправности фар и руля;
- оптимальном состоянии колес;
- исправной работе сигналов предупреждения;
- надежности тормозной системы;
- целостности спиц и цепи;
- наличии исправного зеркала заднего вида;
- правильной регулировке сидения.
По экипировке велосипедиста. Для безопасного движения лучше всего подходит спортивная одежда. На ней желательны световозвращающие полосы. Шлем и защитные очки это минимум какие средства безопасности надо иметь велотуристу.
Рекомендации по правилам безопасности при езде на велосипеде
На велотранспорте вполне можно нарваться на неприятности. Неровности дорожного покрытия или атмосферные явления могут стать причиной падения. Поэтому для безопасности на дорогах важно:
- Надевать защитный шлем, идеально подогнанный по размеру, без дефектов.
- От слепящего солнца наличие козырька.
- Выбрать шлем яркой расцветки.
- Приветствуется наличие светоотражающей полоски.
Используя велосипед как средство передвижения, нужно всегда помнить, правила существуют для каждого водителя. В том числе и велосипедист участник дорожного движения.
Вот эти правила дорожного движения для велосипедистов:
- До начала движения следует удостовериться в надежности транспорта. То есть должны быть в рабочем состоянии руль, тормоза, колеса, цепь. Должны гореть все фонари, быть в наличии светоотражатели.
- Надеть удобную одежду с светоотражающими деталями.
- Держаться крайней правой полосы либо ехать по обочине, тротуару.
- За руль держаться обеими руками. Никакая безопасность на велосипеде невозможна без этого правила.
- Не перевозить на велосипеде пассажиров старше 7 лет. Для ребенка требуется дополнительное детское сиденье.
- Нельзя перевозить крупногабаритные грузы.
- Запрещены повороты и развороты, когда дорожное полотно двух и более полосная по ходу движения.
- Нельзя буксировать велосипед.
- Нельзя обучать кататься на велотранспорте на улице, трассе.
- Нужно уступать дорогу транспорту, движущемуся по главной дороге.
- При массовом выезде, колонна велотуристов должна делиться на группы и ехать друг за другом по одной линии.
- Нельзя разговаривать по телефону или слушать плеер.
Важно быть внимательным ко всему, что происходит вокруг, уметь быстро тормозить, если понадобится. Нужно понимать, что на безопасность движения могут оказать влияние такие факторы:
- скорость движения и опыт вождения всех участников движения;
- состояние дороги;
- влияние дождя на качество езды.
При езде в сырую погоду трасса имеет такие особенности:
- удлиняется тормозной путь;
- велосипед плохо слушается руля, скользит;
- видимость ухудшается;
- транспорт на поворотах заносит.
В темноте требуется включить передние и задние фары. Светоотражатели следует содержать в целости.
Действия при аварии с участием велосипедиста
Водитель велосипеда участвует в дорожном движении, как и водители авто и мототранспорта. В большинстве случаев им приходится передвигаться по общей трассе, а не на выделенной велодорожке. Поэтому возникновение аварийной ситуации с участием велотранспорта не редкость.
По состоянию здоровья при столкновении с автотранспортом могут быть разные варианты событий.
Небольшое столкновение
К примеру, оба участника движения успели притормозить. В этом случае безопасность состояние своего здоровья оценивает сам велосипедист. Возможно придется попросить у водителя средства для обработки порезов, ран.
Если после столкновения последовало падение, следует оставаться в том же положении до полного выяснения целостности конечностей, отсутствия головокружения, тошноты. Это время нужно еще потому, что сразу после испытанного стресса ощущение боли подавляется огромной порцией адреналина. Через некоторое время защита отступит и выяснится степень нанесенного ущерба здоровью.
Если все нормально со здоровьем, можно разойтись. Но сначала в ближайшей автомастерской придется оценить ущерб, чтобы возместить стоимость ремонта.
Нужно знать! Возмещение ущерба предусмотрено при любых авариях с участием велосипеда и автомобиля.
Если виновник аварии свою вину не признает, нужно найти свидетелей происшествия и решать вопрос при участии сотрудников ГИБДД. До приезда инспектора поврежденную технику нельзя трогать с места. Итогом взаимодействия с представителем силовых структур будет протокол и справка о ДТП. Их заверенные копии выдаются пострадавшему.
Столкновение средней степени
Если падение произошло на ощутимой скорости, ни в коем случае нельзя вставать. Следует сразу вызвать неотложку. Желательно, чтобы это сделали свидетели.
В холодное время года велосипедиста нужно укрыть чем-то теплым.
Сильный удар
Столкновение на скорости 30-40 км/ч может привести к опасным последствиям. Наличие шлема может спасти от черепных травм, но тело может покалечиться. Главное в этом положении не подниматься на ноги. По технике безопасности рекомендуют вообще пока не двигаться и дать провести осмотр. При обильном кровотечении участник аварии или свидетели должны принять меры по остановке крови подручными средствами и вызвать скорую помощь.
Безопасность на велосипеде для детей
Ребенок начинает осваивать велосипед почти одновременно с наукой хождения на ногах. Сначала это трехколесный транспорт, затем малыш пересаживается на более взрослый, двухколесный транспорт. Обычно проблем не бывает. Задача взрослых научить молодого водителя правилам дорожного движения еще со времен трехколесного велосипеда. Основы техники безопасности закладываются тут, если упустить этот важный этап, недалеко до беды.
Для детей до 14 лет имеются отдельные ограничения. Они могут передвигаться только по велодорожкам, и во дворах, закрытых для другого транспорта. До того момента, когда ребенок созреет для самостоятельных прогулок, его умения и познания в правилах дорожного движения должны использоваться на интуитивном уровне.
Для детей от 2 до 14 лет написаны такие правила:
- не приближаться к движущимся объектам (к людям, животным, машинам);
- на поворотах, при объезде преград следует ехать медленнее;
- не выезжать на проезжую часть;
- объезжать люки, ямы, лужи, детей, собак;
- дорогу переходить пешком, а верхом только в сопровождении старших.
Для детей старше 14 лет другие правила. Подросток считается полноправным участником дорожного движения. Для него соблюдение правил уже необходимость. То есть от него требуется:
- следовать дорожным знакам;
- соблюдать дистанцию;
- при наличии велосипедной зоны, следовать по ней;
- в группе двигаться цепочкой;
- следить за транспортными средствами;
- следить за движением пешеходов;
- по пешеходной дороге везти велотранспорт рядом.
Все эти несложные правила движения велосипедистов продиктованы жизнью. Каждому велосипедисту следует довести до автоматизма их выполнение. Только тогда катание на велотранспорте будет в радость.